Маяки Русского Мира

 Формула Комова: как тактический урбанизм и философия суверенной архитектуры меняют реальность

26.09.2025
В этом году отмечает свое 50-летие один из самых харизматичных и самых обсуждаемых российских архитекторов – Алексей Комов. Алексей считает, что архитектурный ландшафт нужно менять «здесь и сейчас» и с теми ресурсами, которые есть на данный момент.

Собственноручно продуманный им метод тактического урбанизма он уже успел опробовать и в Крыму, на должности главного архитектора Евпатории, и в Севастополе, и даже в небольшом среднерусском Тутаеве. Не изменил он своему принципу и в областной Калуге, где трудился «главным по архитектуре» в последние 5 лет.


Кстати, калужане называли его самым ярким чиновником местной администрации – город бурлил от городских инициатив, исходящих из сектора главного архитектора, инфоповод следовал за инфоповодом, а архитектурные новости из Калуги не сходили с первых полос российских СМИ.

Недавно Алексей, будучи первым вице-президентом Союза московских архитекторов, стал ещё и вице-президентом Союза архитекторов России и полностью переключился на кураторскую и проектную работу – уже в Москве. Какие итоги он сегодня подводит? Какие мысли его волнуют? Какие идеи он воплощает в жизнь в настоящий момент? И что думает о фигуре современного архитектора, строителя и девелопера? Об этом – наше с ним интервью.

Калуга стала полигоном для обкатки новых идей

Алексей, что Вы лично вынесли для себя из 5-летней работы в Калуге? Укрепилась ли ваша вера в действенность идеи «тактического урбанизма». Или Калуга внесла какие-то поправки, коррективы?
- Конечно, пять лет – это серьëзно. Это и срок достаточно приличный, и опыт. Моя работа в качестве главного архитектора города пришлась и на ковид, и на начало СВО – это все были переломные моменты, которые наша страна преодолевала и переживает сейчас. И я встретил их на своем собственном, профессиональном, боевом посту.
Мой опыт работы, в том числе и в Крыму, в сложных условиях, когда нужно было давать результат здесь и сейчас – очень пригодился.  И подготовка города к юбилею – не так давно Калуга отмечала 650-летие, и тотальное брендирование города – все это было осуществлено благодаря методу глубокого погружения в контекст.

Надо сказать, что после скрупулëзного методичного анализа особенностей Калуги у меня выработался собственный инструментарий – я назвал его конструктором самобытности. Это были пять опций, которые помогали мне, как главному архитектору, и моей структуре, которая подчинялась напрямую Городскому голове – добиваться результатов.
Было выделено пять калужских самобытностей – героическая, классическая, космическая, природная и народная. Комбинируя направления, удавалось решать задачи, связанные и с комфортной городской средой, и с подготовкой города к знаковым событиям, и с разработкой локального дизайн-кода - словом, реализовывать много разного полезного для города. В общем, все, что сейчас в Калуге на слуху и модно – все это, без ложной скромности, было разработано сектором главного архитектора, нашей командой. И самое главное, что все придуманное было внедрено.
Мы работали вдолгую, постадийно, двигаясь от концепции к концепции. У нас не было каких-то сверхбольших денежных средств, как в городах-миллионниках, например. Той же Казани.

Калуга уникальна тем, что стоит как бы на особицу. Она не попадает ни в категорию сверхкрупных городов, потому что здесь проживает 300 тысяч населения, ни в малые – все-таки имеет статус областной столицы. Поэтому мы не могли, например, участвовать в программах по развитию малых городов, которые предполагали грантовое финансирование. Так что деньги у нас были практически только в рамках нацпроекта по комфортной городской среде. Ну и социально ответственный бизнес участвовал. Это важнейшее калужское отличие от других регионов. Поверьте, есть с чем сравнивать.

- Но, как известно, были и критики вашей идеи «точечного урбанизма», которым, вероятно, хотелось «большой архитектуры»?

Без «большой» архитектуры областной центр не остался. Мы, конечно же, занимались не только благоустройством и дизайн-кодом. Есть объекты, по которым очень хорошо заметно, как Калуга менялась. Это и набережная Яченского водохранилища – еще несколько лет назад она была в абсолютном запустении. Практически маргинализирована и разрушена. Сейчас набережная и примыкающий сквер Волкова - самое живое пространство в городе. Здесь есть вся инфраструктура: от спорта до рекреации.

Это и вторая очередь Музея космонавтики. И ТЮЗ, в проектировании которого я принимал самое непосредственное участие.
С ТЮЗом вообще особая история. В 2019-м году, когда я заступил на должность главного архитектора в Калуге, легендарный калужский губернатор Анатолий Артамонов поручил мне заняться новым театром. На архсовете я высказал свое мнение по поводу того, каким должно быть здание театра. И тогда он говорит: «Вот вы этим и займитесь...».
И я очень доволен. Я тогда сказал, что город, который обладает шедевром мирового модернизма – Музеем космонавтики - достоин современного и тонкого по архитектуре сооружения.
Театр должен был строиться на месте бывшего рынка – там, знаете, такой рыхлый архитектурный контекст вокруг. Удалось разработать знаковое сооружение для Калуги со своим лицом. И, главное, проследить, как оно было реализовано.

Были и другие серьезные объекты.
Были памятники. Мне удалось поставить последний неустановленный отцовский памятник – «Пушкин и Наталья Гончарова» на Полотняном заводе (отец Алексея Комова – известный скульптор советской поры Олег Комов(1932-1994) - прим. авт.). Это был заказ 1989 года, ещё Минкульта РФ. Из-за развала страны памятник находился в состоянии готовности к отливке 30 лет, но завет родителей удалось выполнить только в мае прошлого года.

Соглашаясь на должность архитектора Калуги, держал в уме, что должен это исполнить. Господь управил так, что удалось этот памятник воплотить именно сейчас.

- Как вы относитесь к событийной экономике, когда деньги зарабатываются городом за счет тех или иных событий, фестивалей, квестов и так далее? И как на ваш взгляд, можно дать импульс такой экономике средствами архитектуры? Насколько нам известно, ярким примером такой событийной экономики стало празднование 650-летия Калуги?

- Да, событийная экономика – это тот мотор, на котором Калуга все пять лет моего там пребывания активно наращивала динамику. Наше кредо: каждое городское событие – это культурный и экономический драйвер.
Был разработан целый конвейер событий, к которым город активно готовился, которыми жил и живëт сейчас. По этим событиям можно проследить «летопись» работы главного архитектора в областном центре.
Самым главным событием стал, конечно, юбилей города - 650-летие Калуги. Но на это пятилетие выпал еще и юбилей Первого полета человека в космос. Кроме того, в 2021 году Калуга стала Новогодней столицей России. Несмотря на то, что бушевал ковид, для города было важно не просто достойно отметить эти события, а, по сути, войти в свою новую эпоху.
И, да, на нас не пролился золотой дождь. Это была внутренняя мобилизация на фоне пандемии. Но именно этот калужский характер - сплочение власти и горожан – позволили сделать невозможное.
Мы с командой разработали всю айдентику, с которой город вошëл в новую историю. От меню в кафе до больших монументальных работ, от нетиповых МАФов до возрождения советского декоративного наследия, и многое другое.
Это была не студия Артемия Лебедева, нанятая за солидные деньги, а ответственная, по-хорошему патриотичная работа городской команды. Старались для самих себя, для города. Работали "двадцать четыре на семь". Не для галочки, не для рейтингов. Все было исполнено на высочайшем уровне и оценено всеми.
Были и другие события - и федеральные, и областные, в том числе архитектурные. Все это подгружалось, подталкивало друг друга, как зубчатые колеса в механизме. Надо сказать, что городской бизнес в Калуге очень созидательный. Он вкладывался не только в строительство, но и в городскую среду, не ожидая сиюминутных меркантильных эффектов. Просто потому, что это нужно для Калуги. Рассуждали так: «Мы здесь живем. И нам не все равно».
Очень важная веха в моем послужном списке – это, конечно, вторая очередь Музея истории космонавтики, открытая в рамках 60-летия Первого полëта в космос. Нами было разработано уникальное благоустройство вокруг музея, по сути, "калужское "Зарядье".

 Музей истории космонавтики с прилегающим благоустройством


Как главный архитектор города, по просьбе руководства федерального музея принимал участие в процессе – планировка, концепция, разработка МАФов.
Музей истории космонавтики, Яченская набережная, ТЮЗ – это мои самые любимые объекты, в которые я вложил себя для Калуги. На такой классной площадке, как Музей космонавтики, я потом проводил практически все мероприятия – фестивали, форумы. В 22-м году, когда я стал куратором фестиваля «Зодчество», пресс-конференция снова прошла именно там, в Музее космонавтики.

- Получилось ли в Калуге создать команду единомышленников? Кто они? Были ли в вашей команде специалисты из смежных областей?

- В секторе главного архитектора нас работало всего пять человек, а давали результат проектного института. А все потому, что уже была выстроена командная работа.
Это вообще калужская отличительная черта - планомерная работа команды. И я здесь именно этому как раз и научился: слаженному взаимодействию между всеми элементами структуры - от управления культуры до управления экономики.
Это так здорово, когда тебя понимает и поддерживает руководство. А мы очень плотно работали и с городским головой Дмитрием Денисовым, и с губернатором Калужской области Владиславом Шапшей. Достаточно сказать, что наше подразделение напрямую подчинялось Городскому голове.

- Какие плюсы и минусы работы в малом городе вы бы назвали?
- Я бы не стал называть Калугу малым городом. Все-таки Калуга – это не Торжок. И не Тутаев. Калуга – это столица региона. И работа в региональной столице – это совершенно другое, нежели деятельность в городе, не являющемся областным центром.
Это и другие возможности, и другая ответственность. То, что в малом городе незаметно, в большом - очень. Но это дает и определенный драйв.  Если ты знаешь, как делать, если ты уверен в себе, у тебя есть опыт, знание, поддержка команды и руководства – это совершенно другой коленкор.
Некоторые ноют: «Мне ничего не дают осуществить, нет полномочий!» Но тогда чего ты здесь сидишь? Другой жизни не будет. Давать результат нужно здесь и сейчас. И нужно понимание, что сейчас куется история – то будущее, из которого потом будут делать выводы о том, что это была за эпоха, в которой мы жили и творили. Если ты все это понимаешь, тогда все получается. Господь всë видит!
Вообще, Калуга – это для меня очень важный опыт. Я Калугу не бросаю, потому что у меня здесь теперь и статус советника Городского головы.
Вот, недавно на Пятницком кладбище поставили кенотаф архитектору Ясныгину, продолжателю дела великого Никитина, автору Троицкого собора. Много важных проектов продолжаются, и я принимаю в них участие.
Я из Калуги не... вывалился, как из гнезда. Мол, дальше живите сами. Здесь живут мои коллеги, мои друзья, соратники. Более того, та структура, которую я создал – сектор главного архитектора, который входит в управление делами городского головы – это то подразделение,  которое оперативно решает любые задачи, связанные далеко не только с городской средой. В этом моя системная роль, как отца "русского тактического урбанизма". Это не мои слова, а нашего лучшего архитектурного критика и обозревателя Алексея Щукина

50 лет – это и подведение первых итогов, и новые вызовы

- Сегодня, уже в качестве вице-президента Союза архитекторов России, вы увлечены другими задачами. Много работаете и как проектирующий архитектор. Какие цели Вы перед собой ставите в качестве самостоятельной творческой единицы?

- Мне полвека (улыбается). Понимаю всю серьезность этой даты и в то же время не впадаю от неë в ступор.
Поэтому недавнюю свою юбилейную выставку в Доме архитектора я построил не как праздник самолюбия: "выставил свои домики", мол, смотрите, как я умею делать. Мне очень важно было показать, что есть мой круг, который разделяет мое, «комовское», отношение к жизни, призванию, искусству. Поэтому выставка и называлась «Комов и друзья».

 
Там были не только мои работы, но и работы моих единомышленников – тех, кто созвучен моим взглядам на русскую культуру. Мне важно было показать направление движения, сплоченность круга единомышленников. Не зря ведь и мое бюро называется «Комов и партнеры».
Еще мне важно было завизуализировать то, что "я вернулся". Это тоже знаменательно.
...Народу на выставке было море – я даже не ожидал.
И живопись, и графика и многое другое было в экспозиции.

 

   

 Экспозиция юбилейной выставки "Комов и друзья"

 

В выставке участвовали и проекты "Маяки Русского мира". И другие совместные коллаборации с моими коллегами.
Была представлена и скульптура – монументы, которые я делал со своими соратниками – Игорем Бургановым, Салаватом Щербаковым, Денисом Стритовичем, Дмитрием Александровым и другими замечательными ваятелями.

 Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков поздравляет юбиляра

 

Стараюсь в меру сил развивать всë, что связано с монументальной архитектурой, взаимодействием архитектора и скульптора. Мои покойные родители точно порадовались бы, потому что у меня в работе всегда по нескольку памятников, которые я проектирую.
Некоторым кажется, что монументы это что-то второстепенное, в отличие от жилья, дорог, водопровода и т.п. Но в наше время, когда мы с оружием в руках отстаиваем само понятие быть русским, а наши враги. в первую очередь, разрушают наши символы, уничтожают прежде всего памятники, все, что связано с понятием русскости – оказывается, что это очень важно. Что это, вообще, самое главное. Храмы и монументы.

- Насколько нам известно, вы также много занимаетесь сценографией выставок...

- Это еще одно важное направление, которое мне нравится, и в котором в полной мере быстро и точно можно выразить образ. По сути "тактическая урбанистика" в предельно концентрированном культурном своде.
Поскольку под руководством Президента Николая Ивановича Шумаковапостоянно занимался и занимаюсь мероприятиями Союза архитекторов, да ещё несколько лет подряд курировал фестиваль «Зодчество» - главный российский архитектурный форум – выставки стали моей второй профессиональной специализацией.
Недавно мы сделали большую выставку «Наш путь на пользу», посвященную десятилетию воссоединения Крыма. 60 художественных музеев со всей страны дали работы для неë. Русский музей впервые за полстолетия расстался на время с "Обороной Севастополя" Дейнеки. Выставку устраивала в Москве, в выставочном комплексе "Атриум" музея-заповедника Коломенское, открывающаяся в Севастополе федеральная Российская галерея искусств.

Весной в Севастополе галерея, которую спроектировал именитый архитектор Вольф Прикс, откроется масштабной выставкой как раз Александра Дейнеки. В новой галерее просто невероятные площади, оборудование. Такого, наверное, нет в стране. Даже в Новой Третьяковке. И быть причастным к этому – это очень круто.

- Вы любите заниматься с молодежью. В свое время в Калуге Вы провели молодëжный архитектурный фестиваль «Перспектива». А совсем недавно включились в работу по подготовке грандиозного вернисажа студенческих работ уже в Москве, где вы выступаете в качестве сценографа выставки.

- Да, осенью пройдет выставка «Выпуск-2025», где будут представлены лучшие дипломы выпускников художественных вузов Москвы – Суриковского, Глазуновки, Строгановки, выпускников театральных вузов, сценографов, архитекторов, даже геймеров.
Я там ещё конкретно курирую направление архитектуры. В выставочных залах будет представлено порядка восьми вузов – МАРХИ, ГУЗ, МГСУ, МАСИ и другие.

- А образное решение выставки уже готово? Или еще в работе?

- На этой выставке будет много всего. И моя задача - через экспозицию показать атмосферу молодëжной лаборатории. То есть показать художника, творца в развитии. Мне вообще очень близка атмосфера творческой мастерской. Я ее очень хорошо помню: мой отец, скульптор Олег Комов, в детстве часто меня брал с собой.

Маяк от слова "светить"

- В последнее время широкую известность получил ваш проект «Маяки русского мира». Какими новыми объектами пополнился проект за последние годы?

- «Маяки русского мира» - это в первую очередь, выставка проектов, в том числе и моих. С них стартовал проект «Маяков...» на «Зодчестве» в 2023-м году.
На последней выставке, к которой мы готовимся уже год, разработаны Маяки, посвященные четырем нашим новым историческим регионам. У них есть общая канва, общий строй, но при этом у каждого из них стилистически подчеркнута причастность к тому или иному региону – ЛНР, ДНР, Херсонской области или Запорожья. Например, Маяк Донецкой республик, он такой конструктивистский, похожий на шахтерский копёр. У ЛНР – это стела в виде домны. Выставка "Маяки Русского мира: от курганов до терриконов" откроется 29 сентября в Государственном музее современной истории России в Москве. Она стартует накануне 3-летия воссоединения 4-х исторических регионов с Россией. 

 

 
Проект распространяется по всей стране, вовлекая всë больше единомышленников
В сентябре в Элисте будет проходить III Международный буддийский форум, куда я приглашëн, как автор буддийского маяка на Сахалине. Это результат взаимодействия нашего проекта "Маяки Русского мира" с движением "Русская мечта" и Фондом содействия буддийскому образованию.
У нас есть большая современная мусульманская, христианская архитектура, а вот русская буддистская пока не заговорила в полный голос. А ведь имеются великолепные образцы в нашей истории – например, буддийский храм 1914 года в Санкт-Петербурге. И этим храмом я вдохновлялся, когда разрабатывал  Маяк Русского мира для Сахалина.
Есть проект "Маяка" для Кубы, здесь мы выходим на новые горизонты распространения наших идей.

 Аполлонический Маяк русского мира для выставки на Кубе


Понятно, что Маяки русского мира – это метафора. Есть памятники трудовой доблести, боевой славы.
В нашем случае маяки - это совокупность нашего созидательного начала, которое определяет нашу культуру, нашу цивилизацию. В каждом регионе есть люди-маяки - от инженеров до художников, которые составляют гордость России, еë истории.
Современный молодой человек порой не то что не в курсе, что 300 лет назад было, допустим, в Казани или Новгороде, а даже и то, что было 20 лет назад, плохо себе представляет. Невозможно говорить о будущем, не стоя крепко на ногах. И вообще не понимая, кто ты. Соответственно, по моей задумке, наши маяки, как екатерининская миля, должны показывать причастность к  большому Русскому миру, к истории и культуре.

 "Потемкинский маяк" для Симферополя

 

Быть русским – это, в первую очередь, язык. В нашем случае это язык архитектуры. И сейчас с моей подачи широко обсуждается суверенный русский стиль. Это понятие мною с соратниками было запущено и уже подхвачено многими.

- Алексей, что же это все-таки такое – русский стиль в архитектуре. Кроме традиций, о которых вы все время говорите?

- Это не что-то такое стилевое. Думаю, это вопрос выживания нашей цивилизации.
Без собственного "я" наша архитектура становится безликой и затратной — она не формирует смыслы, не поддерживает историческую преемственность и не даёт опоры в быстро меняющемся мире. Это как жить в чужом доме по чужим правилам: возникает чувство внутренней пустоты, теряется связь поколений. Всё это в итоге приводит к размыванию национального характера и ослаблению страны.
Отсутствие суверенной архитектуры — это стратегический риск для нации. Без своего архитектурного языка мы становимся ареной для чужих идей, чего нельзя допускать. Мы теряем устойчивость и внутреннюю целостность. Происходят незаметные, но мощные эрозии коллективного сознания.
Большой русский стиль — это не просто набор форм или отсылок к прошлому. Это синтез лучших традиций национальной архитектуры, современного технологического и художественного опыта, глубокого смысла и сакральных символов.
Нам долго пудрили голову западными ценностями. Надо это все заканчивать и становиться собой. Заниматься своим культурным здоровьем. Своей архитектурной безопасностью. Научиться заново любить.
Наш архитектурный прорыв будут делать люди с другими мозгами, как раз те, кто сейчас на передовой в перерывах между боями рисуют в "располагах" проекты русского будущего. 

Патриотизм – в ответственности и укорененности

- Алексей, на ваш взгляд, в чем секрет гармоничных взаимоотношений между строителем и архитектором, архитектором и девелопером?

- Нужно ощущать себя внутри страны. Понимать, что это твой город, твой народ, твоя ответственность. Если ты девелопер, то твоя задача не просто заработать деньги и куда-то свалить под пальму. А жить здесь и сейчас, жить для людей. И надо быть готовым к тому, что на твои постройки будут показывать пальцем: «Зачем ты так сделал?» Или, наоборот, будут гордиться тем, что ты создал.
В той же самой Калуге есть прекрасные девелоперы, которые никуда не уехали. Они здесь, им интересно и важно строить и развивать. Они готовы учиться, впитывать новое.
Мне кажется, вот в этом патриотизм. Причастность, осознанность, укорененность. Плюс способность учиться и быть не просто на волне, а постоянно самосовершенствоваться.
И, конечно, любовь. Много любви и гармонии.

- Какой большой стиль останется от нашей эпохи?
- А он сейчас рождается. Я же говорю.
Мы еще не до конца осознали, что последние 30 лет были лишь подготовкой к нему.
Большой стиль всегда рождается на сломе, на грани - его рождает время. Мы должны дать миру, ни более, ни менее, новую формулу, новую парадигму бытования человека - как человека. И архитектура здесь играет ведущую роль. В этом и тактика, и стратегия служения русского архитектора - сегодня и всегда. 

Беседу вела Елена ВЛАДИМИРОВА

(на главном фото - архитектор Алексей Комов)

 

 

© 2023 — 2025 Маяки Русского Мира

Все права защищены.